Как купить шины
После прочтения вы поймете, какие бывают виды шин, как узнать размер колес, на что влияет рисунок протектора, как подобрать индекс скорости и нагрузки, а также как не нарваться на шумные покрышки. А напоследок мы дадим несколько советов, как выбрать автомобильные шины.
На что ориентироваться при выборе шин
Первое, что нужно проанализировать:
- Для чего вам нужна машина. Вы используете машину только для спокойных поездок по городу или планируете устраивать спортивные заезды? А, может, вы часто выбираетесь за город, где неровные и грязные проселочные дороги? Для всех этих целей технические характеристики колес различаются.
- Тип автомобиля. Понятно, что для внедорожника и маленького хэтчбека шины будут отличаться. Но при выборе также надо учитывать степень нагрузки и другие эксплуатационные характеристики (о них мы еще поговорим).
- Сезонность. Определитесь, вам нужны шины для лета, зимы, или вы планируете ездить на одних колесах круглый год.
В зависимости от этих факторов при выборе шин обращайте внимание на следующее:
- индекс скорости;
- индекс нагрузки;
- рисунок протектора;
- совместимость с вашим автомобилем и диском;
- размеры покрышки: высота профиля, ширина протектора и др.;
- уровень шумности;
- состав резиновой смеси.
Далее мы подробно разберем эти параметры, и вы поймете, какие именно шины нужны.
Летние шины
Летнюю резину устанавливают в марте-апреле и ездят до октября-ноября. Точные сроки зависят от погодных условий в регионе: летние покрышки нужно использовать при температуре не ниже +5 градусов по Цельсию.
Резиновая смесь колес достаточно жесткая. Поэтому резина сохраняет свою форму, когда автомобиль едет летом в час пик по раскаленному асфальту.
Однако жесткость летних колес при температуре ниже нуля будет опасна: резина дубеет, из-за этого машину заносит, тормозной путь увеличивается. Да и глубина протектора на летних шинах небольшая, поэтому колесу сложнее сцепляться с дорогой во льду или снегу. Поэтому летние покрышки зимой опасны.
Летние шины делятся на несколько видов:
- Шоссейные. Это комфортные бесшумные колеса для передвижения по дорогам общего пользования. Они предназначены для езды по трассам, а вот в грязи по бездорожью лучше выбрать другой вариант. Шоссейные колеса можно узнать по маркировке Н/Р — для езды на высоких или средних скоростях по шоссе, Н/T — для спокойной городской езды.
- Универсальные. Это шины и для асфальта, и для грязи. Однако на асфальте сцепление с дорогой ниже, чем у шоссейных моделей. Поэтому делать опасные маневры и превышать скорость в 150 км/ч на них не стоит. Также они более шумные. Еще учитывайте, что на серьезном бездорожье или зыбком грунте шины могут оказаться бесполезны. Маркировка — А/Т.
- Грязевые. Эти шины способны «прокопать» любой грунт, дерн, глину. Грязевая резина бывает мягкой и жесткой. Первая — для вязкого песка или болота, вторая — для грунтовой и каменистой земли. Маркировка — М/Т.
Среди перечисленных шин наиболее популярными считаются шоссейные.
Всесезонные
Всесезонная резина или шины all season рассчитаны на езду и летом, и зимой. Предложение привлекательное: сэкономить на втором комплекте покрышек. Однако такие шины разрабатывались для стран с мягким климатом, где температура зимой и летом различается незначительно.
По всем параметрам всесезонка уступает сезонным шинам: летом — плавится, особенно при жаре выше 30 градусов, зимой — «дубеет». Из-за этого шины быстрее истираются, а езда становится небезопасной: нарушается курсовая устойчивость авто, удлиняется тормозной путь. Если вы живете в регионе с мягким климатом, то этих недостатков не заметите.
Зимняя резина
Зимние шины делятся на шипованные и фрикционные (в народе — «липучка»):
Шипованные шины |
Фрикционные шины |
Используют при температуре ниже +5 градусов |
Используют при температуре ниже +5 градусов |
Справляются на льду и на дороге, заваленной снегом |
Справляются на мокром асфальте или на дороге с небольшой слякотью |
Быстро портятся на сухом асфальте: выпадают шипы, резина истирается |
На сухой дороге не такой быстрый износ |
Рекомендуется использовать в городе или по бездорожью, когда на дорогах много снега, льда, грязи |
Рекомендуется использовать на ровных дорогах зимой, когда нет сильного снега и льда |
Большой расход топлива |
Расход топлива меньше, чем у шипованных, но больше, чем у летних |
Шумят при езде по сухому асфальту |
Бесшумные |
Вредят дорожному покрытию |
Не вредят дорожному покрытию |
Запрещены в некоторых странах Европы |
Разрешены везде |
Оба вида резины отличаются мягким составом смеси. Благодаря этому даже в сильный мороз покрышки не замерзают, а продолжают выполнять свои функции: сцепляться с дорогой и держать курсовую устойчивость.
Если вы живете в регионе, где большая часть зимы состоит из оттепелей, слякоти или в принципе редко идет снег, рекомендуем выбрать липучку.
Если в вашем регионе суровые зимы с сугробами и языками льда на дорогах, подойдут шипованные шины.
Шины runflat
Отдельно расскажем про шины runflat. Эти покрышки продолжают движение, когда резину пробило, или даже давление опустилось до нуля.
С такими колесами можно не возить запаску, а риск попасть в аварию из-за резко лопнувшей резины — минимальный. Однако у них есть ряд ограничений:
- если резину сдуло, на колесе runflat можно проехать от 80 до 150 км;
- нельзя превышать скорость в 80 км/ч;
- устанавливают только на автомобили с системами давления в шинах и курсовой устойчивости;
- для замены колеса нужно специальное оборудование, которое есть не во всех автосервисах;
- покрышки ранфлет тяжелые, они повышают неподрессоренную массу авто;
- управляемость автомобилем хуже, чем с обычными колесами;
- высокая стоимость.
Три вида резины runflat:
- Несущие. Отличаются усиленными боковинами, на которые ложится нагрузка, если спустило колесо.
- Поддерживающие. При нулевом давлении в резине нагрузка ложится на эластичное кольцо на ободе колеса.
- Самогерметизирующиеся. Герметизирующий материал, который встроен в резину, затягивает проколы до 5 мм.
Наиболее распространенный вариант, которым многие водители пользуются, — несущие шины ранфлет.
Покупайте ранфлет в том случае, когда вам важно продолжать движение при спущенном колесе, а также если вы уверены, что в случае неприятности сможете доехать до шиномонтажа, где заменят колесо. Ведь при поездках на дальние расстояния по России шиномонтаж может не встречаться все 150 км.
Размеры колеса
Размер — одна из самых важных характеристик в колесах. Стандартное обозначение размера: 235/45/R17, где:
- 235 — ширина протектора (в миллиметрах);
- 45 — высота профиля к ширине колеса (в процентах);
- 17 — внутренний диаметр.
Обратите внимание, в руководстве эксплуатации к автомобилю прописан диапазон размеров колес. Эти размеры оптимальны для характеристик конкретного автомобиля.
Высокопрофильные и низкопрофильные шины
В начале скажем, как узнать покрышки низко- или высокопрофильные. Для этого нужно определить отношение высоты профиля шины к ширине протектора в процентах.
В предыдущем пункте мы рассматривали маркировку вида 235/45/R17. Здесь 45 — это и есть высота профиля в процентах к ширине протектора. Если этот индекс меньше 55, то шина считается низкопрофильной. Если выше — высокопрофильной.
Сравним два этих вида:
Низкопрофильные шины |
Высокопрофильные шины |
Широкое пятно контакта |
Более узкое пятно контакта |
Хорошее сцепление с дорогой |
Сцепление с дорогой ниже, чем у низкопрофильных |
Быстрее разгоняются |
Разгоняются медленнее |
Лучше тормозят |
Более длинный тормозной путь |
Лучшая управляемость и маневренность |
Машину может заносить на поворотах |
Менее долговечны |
Более долговечны |
Эксплуатационные характеристики снижаются на дорогах с некачественным покрытием |
Езда на избитой дороге более комфортна, чем на низкопрофильных шинах |
Шум при движении |
Бесшумные |
Нужно регулярно контролировать давление в колесах: если давление недостаточное, это может сказаться на долговечности диска и подвески |
Нет необходимости в частом контроле давления |
Высокая стоимость |
Более низкая стоимость |
Какую выбрать резину — решать вам. Ориентируйтесь на следующее: как быстро вы ездите, передвигаетесь по ровным городским дорогам или по бездорожью, какой бюджет и т.д.
Виды рисунка протектора
Всего существует четыре вида рисунка протектора:
- симметричный направленный;
- симметричный ненаправленный;
- асимметричный ненаправленный;
- асимметричный направленный.
Это важно, так как от вида протектора зависит управляемость авто и уровень шума от покрышек. Рассмотрим все виды по порядку.
Симметричный направленный еще называют «направленным». Такой вид используют в производстве и летних, и зимних шин.
Направленный рисунок протектора — «елочка»
Минусы — высокий уровень шума, при проколе шины трудно обнаружить повреждение.
Обратите внимание, при монтаже направленной шины нужно сверяться со стрелкой, которая задает правильное вращение. Ее можно найти на боковине шины.
Симметричный ненаправленный или симметричный. Это классический универсальный вариант. Именно его советуют многие автоэксперты.
У симметричных колес средние показатели шумности, управляемости, устойчивости и износостойкости. Устанавливать колеса можно в любом направлении: шины с симметричным рисунком одинаково хорошо едут и вперед, и назад.
Асимметричный ненаправленный или ассиметричный. Часто используется в производстве летних шин.
Левая и правая части протектора не похожи друг на друга. Например, с одной стороны могут быть прямые блоки, а с другой — дугообразные. Еще встречается различие в резиновой смеси двух сторон.
Чтобы ассиметричные колеса не издавали лишнего шума и вибрации, нужно правильно их установить: лицевая сторона шины должна совпадать с лицевой стороной диска. Для этого на боковинах колес есть надписи: outside, inside.
Ассиметричный направленный — наиболее редкий из всех перечисленных видов. Профиль делится на две половины, рисунки этих половин направлены в разные стороны. Покрышки отлично подходят для мокрых дорог.
При монтаже нужно сверяться с направлением вращения, а также совмещать лицевые стороны покрышки и диска.
Индекс скорости
Этот показатель отражает, при каких скоростных режимах можно эксплуатировать автомобиль. Маркировка:
- Р —150 км/ч;
- Q — 160 км/ч;
- R — 170 км/ч;
- S — 180 км/ч;
- Т — 190 км/ч;
- Н — 210 км/ч;
- V — 240 км/ч;
- W — 270 км/ч;
- Y — 300 км/ч.
Эти маркировки вы найдете на боковинах колес. Для легковых машин подойдет индекс S и выше.
Если вы 90% времени используете авто в условиях города и приобретаете «скоростные» покрышки на случай, если захотите «погонять», будьте готовы к тому, что они быстро износятся, а сцепление с дорогой на средних скоростях будет плохое — это может привести к аварии.
Индекс нагрузки
Этот показатель отражает, какую нагрузку могут вынести шины. Чтобы рассчитать, сколько массы выдержит одна покрышка, максимальный вес делят на 4 (количество колес) — именно это число производители обозначают на боковине колеса.
Чтобы узнать, какую нагрузку выдержит колесо, пользуйтесь следующей таблицей индексов нагрузки:
Индекс нагрузки |
Нагрузка на шину (кг) |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на шину (кг) |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на шину (кг) |
Индекс нагрузки |
Нагрузка на шину (кг) |
75 |
387 |
88 |
560 |
101 |
825 |
114 |
1180 |
76 |
400 |
89 |
580 |
102 |
850 |
115 |
1215 |
77 |
412 |
90 |
600 |
103 |
875 |
116 |
1250 |
78 |
425 |
91 |
615 |
104 |
900 |
117 |
1285 |
79 |
437 |
92 |
630 |
105 |
925 |
118 |
1320 |
80 |
450 |
93 |
650 |
106 |
950 |
119 |
1360 |
81 |
462 |
94 |
670 |
107 |
975 |
120 |
1400 |
82 |
475 |
95 |
690 |
108 |
1000 |
121 |
1450 |
83 |
487 |
96 |
710 |
109 |
1030 |
122 |
1500 |
84 |
500 |
97 |
730 |
110 |
1060 |
123 |
1550 |
85 |
515 |
98 |
750 |
111 |
1090 |
124 |
1600 |
86 |
530 |
99 |
775 |
112 |
1120 |
125 |
1650 |
87 |
545 |
100 |
800 |
113 |
1150 |
126 |
1700 |
При расчете индекса нагрузки советуем ориентироваться на рекомендации производителя авто. Эта информация есть в технической документации к автомобилю.
Уровень шумности покрышек
Согласитесь, управлять автомобилем в тишине — гораздо приятнее, чем под гул колес. Поэтому мы расскажем, куда смотреть, чтобы купить бесшумные покрышки.
Первое — это внешний вид протектора. Если он жесткий, глубокий, а ширина больше обычного, то такие колеса будут издавать много гула. Как правило, такой протектор встречается на колесах повышенной проходимости.
Второе — пиктограмма на евро этикетке. Все современные шины продаются с этикетками, на которых изображена важная информация о покрышке, в том числе и уровень шумности.
Индекс шумности изображен в виде колеса и динамика. На пиктограмме — 3 волны. Заштрихованные волны — это и есть уровень шума. Рядом с изображением написано, сколько конкретно децибел издает покрышка.
Состав резиновой смеси
Это не самый важный параметр, многие вообще не обращают на него внимания. Но так как мы рассматриваем все критерии выбора, об этом нельзя не упомянуть.
Состав резиновой смеси бывает мягкий и жесткий:
Мягкая резина |
Жесткая резина |
Хорошо сцепляется с мокрой дорогой |
На мокрой дороге хуже сцепляется |
Быстрее разгоняется и тормозит |
Более длинный тормозной путь |
Повышает управляемость авто и комфорт вождения |
При прохождении поворотов улучшает управляемость |
Быстро изнашивается |
Медленнее изнашивается |
Увеличивает расход топлива |
Снижает расход топлива |
Бесшумная |
Более шумная |
Обратите внимание, контролировать жесткость и мягкость вы также можете сами. Для этого увеличивайте или снижайте давление в колесе. Чем выше давление, тем жестче покрышка.
Советы покупателям
Теперь вы знаете, куда смотреть, чтобы выбрать нужную резину. Нам осталось лишь дать рекомендации, которые помогут купить колеса:
- Планируйте покупку заранее. Допустим, на улице резко похолодало, выпал снег, а у вас нет зимней резины. Вы тратите весь вечер на поиск информации: шипованные покрышки или липучка, какой производитель лучше, какой размер подходит вашему авто и т.д. Утром идете в магазин, а подходящей модели нет. Предлагают альтернативу — более дорогую и не совсем подходящую, но приходится брать. Чтобы не попасть в такую ситуацию, планируйте покупку заранее. У вас будет время спокойно изучить информацию и подождать, пока нужный вариант не появится в продаже.
- Изучайте отзывы. Сейчас в интернете много людей, которые делятся своим опытом. Однако прислушивайтесь к тем, кто проездил на описываемых колесах хотя бы четверть пробега колес. Как правило, проблемы возникают, когда ресурс выработан на четверть и более. Например, заявленный ресурс покрышек — 60 тыс.км, четверть — 15 тыс.км. Поэтому, если водитель заявляет, что уже три дня ездит на покрышках, и у них нет проблем с балансировкой, аквапланированием, они не шумят, — можете пропускать такой отзыв.
- Учитывайте, что высокая цена — не показатель долговечности. Так было раньше: покупаешь дорогие покрышки и ездишь на них долго. Сейчас лучше смотреть не на цену, а на производителя и заявленные характеристики.
- Перед покупкой осматривайте колеса. Их цвет должен быть однотонным, на боковине есть специальные отметки: номер партии, серия, размер, индексы скорости и нагрузки и т.д. На покрышке также не должно быть вздутия, трещин, деформации и других повреждений.
- Смотрите на дату выпуска и срок службы. Лучше всего покупать шины, которые выпущены в текущем году, ведь со временем их эксплуатационные характеристики снижаются, даже если колеса хранятся по всем правилам. Если вы решили сэкономить и приобрести резину, которая давно лежит на складе, будьте готовы, что и прослужит она меньше.
- Просите предъявить сертификаты и смотрите на маркировку. На боковине покрышки может быть буква Е или DOT. Первое означает соответствие европейским стандартам, второе — американским. Дополнительно попросите у продавцов сертификационные документы, чтобы убедиться в качестве и оригинальности товара.
- Не покупайте б/у шины. Во-первых, они прослужат мало, возможно, даже меньше, чем вы рассчитывали при покупке. Во-вторых, оценить состояние колес сложно. Некоторые проблемы проявляются только когда вы их наденете на автомобиль и поедете. Например, если поврежден корд, то вы это заметите только тогда, когда в покрышку подастся воздух под давлением при движении авто. На ощупь и взгляд проблему с кордом трудно заметить.
- При выборе сверяйтесь с рекомендациями производителя автомобиля. Как правило, в технической документации прописаны рекомендуемые размеры, индекс скорости, нагрузки и т.д. Помните, что даже дорогие и качественные шины не будут эффективно выполнять свои функции, если стоят на неподходящей машине. Например, при слишком широком протекторе автомобиль будет тратить больше топлива, а управляемость машиной — снижаться.
Сохраняйте статью в закладки, чтобы в нужный момент быстро ее найти и свериться с данными.
- Комментарии