Когда менять резину
Что говорит регламент
В России правила о смене колес диктует техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем запрещается эксплуатация машины с резиной на шипах летом (июнь, июль, август). Зимой нельзя управлять автомобилем без зимней резины. Таким образом, зимой подойдет обычная зимняя резина, ошипованная, всесезонная и фрикционная, а летом — любая, кроме шипованной.
По закону получается, что на «переобувку» дается три месяца. Перейти с зимней шипованой резины на летнюю можно хоть 1 марта, хоть 31 мая. Такой разброс оправдан: Таможенный союз не может определить конкретные даты из-за разных погодных условий. В одном регионе всю зиму температура практически не опускается ниже 0, а в другом — снег идет до апреля. По этой причине в регионах могут издаваться собственные указания о замене шин.
Наказание за нарушение
Даты замены покрышек прописаны только в техрегламенте, но там не указано наказание за нарушение. Так, за летние покрышки в январе или шипованные в августе никто не штрафует.
Многие расценивают регламент как рекомендацию, причем не обязательную для исполнения: ведь никаких санкций не будет. Но есть один нюанс. Допустим, человек ездит круглый год на летней резине. Однажды зимой на перекрестке он сталкивается с другой машиной: повреждения серьезные, кто виноват — непонятно, дело идет в суд. Когда будет доказано, что один из водителей ехал на летних колесах и поэтому не справился с управлением на льду, вся вина ляжет на него. И так будет в каждом ДТП, если докажут, что причиной происшествия стали не соответствующие времени года шины.
Наказать водителя ГИБДД могут лишь за нарушения, которые прописаны в Постановлении правительства о ПДД. Например, за неправильную высоту протектора, за пробои, порезы в шине.
Обратите внимание! Можно смело ехать на техосмотр с ошипованными колесами. Там нет указаний, что нужно проверять соответствие шин сезону.
Когда менять шины?
Идеально, если шины соответствуют текущей погоде. Например, температура нулевая, а на дорогах убрали снег — обувайте обычные зимние шины. Если же на асфальте много каши, льда и снега, то выручат покрышки с шипами.
Если ездить с шипами по сухому асфальту, то увеличивается расстояние между дорогой и резиной. Из-за этого машина хуже тормозит, а колеса изнашиваются, выпадают шипы. Даже обычная зимняя резина быстрее стирается об сухую дорогу.
Но так как закон не дает четких рекомендаций о замене шин, а изнашивать колеса не хочется, то приходится действовать по ситуации, а точнее — по погоде.
Менять колеса рекомендуется, когда хотя бы в течение 7 дней температура держится выше +5 градусов. Смотрите не на дневную температуру, а на ночную. Потому что из-за ночных заморозков утром появляются потенциально опасные обледенелые участки дороги.
Отложить «переобувку» нужно, если:
- вы ездите по дорогам, которые высыхают позже обычного (например, проселочные дороги);
- чаще пользуетесь автомобилем ночью или рано утром;
- в вашем регионе неожиданно может пойти снег в апреле.
Если вы решили не ждать стабильной плюсовой температуры и переобуться раньше времени, ничего страшного. Но учитывайте, что возможно придется оставлять автомобиль в гараже, если пойдет снег или начнутся заморозки.
Однако лучше пару недель поездить по сухой дороге на шипованных колесах, чем обнаружить утром гололед и ездить на работу на такси или автобусе.
Всесезонная резина или all season летом
Резина all season рассчитана для езды и зимой, и летом. На ней нет шипов, а значит, техрегламент не нарушается. Однако ее нельзя назвать идеальным универсальным вариантом.
У all season есть минусы:
- всесезонка увеличивает расход топлива: так как она мягкая, площадь соприкосновения с дорогой и трения больше, а значит, увеличивается сопротивление качению;
- all season менее устойчива на скорости, поэтому подходит только автовладельцам со спокойным стилем вождения;
- дренажная система хуже, отвод воды медленный, из-за чего нужно быть аккуратным в дождливую погоду;
- эксплуатационные характеристики такой резины снижаются при температуре ниже нуля и выше +30.
Изначально всесезонка рассчитана на страны, где разница в температуре зимой и летом минимальна. Таким образом, для России она не предназначена.
«Липучки» на лето
Это зимние фрикционные шины, на которых нет шипов. Поэтому на «липучках» можно ездить весь год и не нарушать регламент. Однако и у них есть минусы при всесезонном эксплуатировании:
- плохая управляемость;
- увеличение тормозного пути;
- быстрый износ на сухом асфальте;
- высокий расход топлива.
Состав резины фрикционных шин — мягкий. Поэтому и появляются вышеперечисленные недостатки. Учитывайте также, что чем выше температура, тем хуже эксплуатационные характеристики.
Летние шины зимой
Мы уже выяснили, что по техрегламенту нельзя ездить зимой на колесах для лета, но за этим никто не следит, и нарушителей не штрафуют. Однако это не значит, что можно не бояться потерять лишние деньги: колеса, которые не соответствуют времени года, раньше выходят из строя, из-за чего придется покупать новые. А еще есть риск не справиться с управлением и попасть в аварию — тут уж как повезет.
Шины для лета рассчитаны на температурный режим выше +5 градусов. Если температура ниже нуля, колеса становятся жесткими и увеличивается тормозной путь: рассчитать, когда затормозит машина сложно даже опытным водителям.
Также из-за того, что покрышки становятся жесткими в мороз, они быстрее изнашиваются и появляются трещины.
Несколько советов, если вдруг пришлось выехать на неподходящих шинах в гололед:
- скорость должна быть минимальной, чтобы вы могли держать под контролем управление;
- не делайте резких движений рулем и плавно жмите на педали;
- придерживайтесь дистанции от автомобилей впереди в два раза больше, чем обычно;
- при движении держите средние обороты или немного выше средних.
И запомните: одна зима, которую проездили на покрышках для лета, равняется трем годам езды в сезон.
Смена резины для грузовиков
Раньше для грузовиков, мотоциклов, легковых автомобилей были одинаковые требования по замене шин. Но в 2018 году в техрегламент вступили поправки. Теперь всем грузовым ТС, кроме категорий M1 и N1, можно передвигаться зимой на любой резине.
То есть грузовым автомобилям от 3500 кг и выше можно ездить на летней резине круглый год, а вот всем остальным грузовым ТС до 3,5 т и меньше — нужно менять резину на зимнюю с 1 декабря.
Летом, независимо от категории автомобиля, ни у кого не должно быть шипованной резины.
Как хранить зимнюю резину и шины для лета
Когда снимите шины, рекомендуем сразу проверить их целостность. Часто бывает, что на улице выпал снег, водитель достает прошлогоднюю резину, и — сюрприз — она никуда не годится.
У ошипованных резин часто выпадают шипы. Чтобы каждый раз не покупать новые шины, относите резину на дошиповку. Там ставят недостающие шипы, но со шляпкой пошире, чтобы не выпадали.
Хранить колеса можно везде, где есть место: в гараже, на чердаке, на балконе. Шины не боятся холода, жары, влажности, единственное требование — защищать от прямых лучей солнца. Их можно упаковать в полиэтилен, чехол или просто оставить в темном месте.
Еще один нюанс: хранить колеса нужно горизонтально. Просто сложите покрышки друг на друга, но раз в несколько месяцев меняйте их расположение: нижние шины перекладывайте наверх. Это нужно, чтобы давление распределялось равномерно.
Если шины оставить в вертикальном положении, то они деформируются, станут напоминать яйцо, а вернуть резину в прежнее состояние будет непросто.
Подведем итог
Резюме:
1. Все ТС, кроме грузовых автомобилей больше 3500 кг, обязаны ездить на зимних колесах с 1 декабря.
2. «Переобуваться» на летние шины разрешается с 1 марта, когда ночная температура держится выше +5 в течение 7 дней.
3. Передвигаться на зимней нешипованной резине можно, но это увеличивает расход топлива, снижает управляемость и способствует быстрому износу колес.
4. Штрафов за нарушение технического регламента нет.
5. Оштрафовать могут только в случае, если состояние резины колес не соответствует требованиям Постановления правительства «О правилах дорожного движения».
6. Хранить шины нужно в горизонтальном положении в любом месте, куда не попадают прямые солнечные лучи.
Шины можно использовать:
летние |
с 1 марта по 30 ноября |
зимние без шипов |
весь год |
зимние с шипами |
с 1 сентября по 31 мая |
- Комментарии