Виды зимней резины
Сегодня мы расскажем о <strong>видах <em>зимних</em></strong><em> покрышек,</em> сравним их характеристики и дадим несколько советов, как выбрать оптимальный вариант. В конце статьи вы узнаете, в чем различие между <em>шипованными и фрикционными</em> <strong><em>шинами</em></strong>, о том, что липучки <em>делятся на два</em> <strong>типа</strong>, почему не рекомендуется использовать всесезонку, а также на что смотреть при выборе <em>колес</em>.
Чем зимняя резина отличается от летней
Прежде чем говорить о зимней авторезине, нужно понять, в чем различие с летними колесами, ведь многие водители не переобуваются зимой, а ездят на летней резине.
Первое отличие — это рисунок протектора. Зимние автошины должны справляться с ездой по заснеженной дороге и льду. В этом помогают глубокие канавки на протекторе: в месте, где колесо соприкасается с дорогой, канавки расширяются, а потом сужаются и выталкивают попавший снег, воду, грязь. Также благодаря такой вакуумной системе шины лучше сцепляются с дорогой, их не заносит на льду. На протекторе колес для лета рисунок неглубокий.
Но даже самый глубокий протектор не будет справляться, если авторезина задубеет на морозе. Поэтому второе и главное отличие — это состав резиновой смеси.
Летние колеса жесткие, благодаря этому они не плавятся в жару на асфальте и продолжают эффективно сцепляться с дорогой. Но такой твердый состав становится еще более жестким в мороз. В итоге шины просто скользят — сцепляться с дорогой им нечем.
На зимней резине такой проблемы нет. Ее делают из более мягкой резиновой смеси. Она не промерзает и не теряет эластичность даже в сильный мороз, поэтому ламели продолжают выполнять свои функции.
Таким образом, если вы решили кататься на летних покрышках по льду или снегу, то будьте готовы к заносам, большому тормозному пути, а в некоторых случаях — к полной потере управляемости.
Что такое «шипованная зимняя авторезина»
Название этой зимней резины говорит само за себя: кроме мягкой резиновой смеси и глубоких ламелей, на автошинах сделаны шипы. Их задача — разбивать лед на дороге или снежный наст.
Протектор шиповки состоит из двух частей: верхний слой более мягкий и с глубоким рисунком, второй — более твердый, к нему и крепятся шипы.
Шипы и ламели дополняют друг друга. Например, на раздробленном льду или влажной дороге работает протектор. Он вбирает в свои канавки куски льда, снега, а затем выталкивает их. То есть протектор не забивается лишней влагой и грязью, а продолжает сцепляться с дорогой.
На льду в работу включаются шипы. Они вгрызаются в покрытие, дробят его, и машина, не теряя курсовой устойчивости, едет дальше.
На снегу протектор с шипами работает в паре. Шипы вцепляются в снег, а ламели втягивают и отводят его. Благодаря такой слаженной работе эффективность сцепления повышается в разы.
На шипованную резину на сухом асфальте некоторым водителям страшно смотреть: покрышки шумят, шипы выпадают, авторезина истирается.
В некоторых странах Европы шипованные покрышки запрещены, так как из-за них портится дорога. За одну зиму, где большинство автомобилей ездят на шиповке, степень износа дорожного покрытия увеличивается в
Преимущества и недостатки шипованной авторезины
Подведем итог, выделив плюсы и минусы шиповки:
Плюсы |
Минусы |
Хорошо справляется на льду и дороге в снеге |
Повышает расход горючего |
Не затвердевает при сильном морозе |
На сухой асфальтированной дороге шумит |
Короткий тормозной путь |
Бесполезна и быстро портится на сухой дороге |
Разрушает асфальтированные дороги |
|
Запрещена в некоторых странах Европы |
|
Стоит дороже, чем нешипованные зимние шины |
Может показаться, что минусов много, поэтому покупать шиповку не стоит. Однако зачастую во время русских суровых зим сложно ездить на автомобиле без шипов. В наших реалиях — это необходимость. Поэтому тем, кто часто передвигается по бездорожью, у кого в городе не очищают дороги от снега и льда, мы рекомендуем шиповку.
Но если вы живете в регионе, где большая часть зимы теплая, а когда выпадает сильный снег и дороги во льду, вы можете отказаться от машины на несколько дней, шипованные покрышки не нужны.
Фрикционные зимние шины
Фрикционные шины в народе называют просто — «липучка». Такое название дали неспроста: благодаря большому количеству поперечных ламелей авторезина как бы «липнет» к дороге. Механизм сцепления с покрытием точно такой же, как и у протектора шипованной покрышки.
У фрикционных колес такая же мягкая резиновая смесь, чтобы выдерживать минусовые температуры и не затвердевать.
На липучке ездят при температуре ниже +5 градусов, когда на дороге небольшое количество снега, или на мокром покрытии. На участках с языками льда автомобиль может заносить, поэтому будьте внимательны.
Фрикционные покрышки эффективно сцепляются с мокрым покрытием или землей с примесью снега, грязи. Таким образом, если в вашем регионе зимы сопровождает вечная слякоть, липучка — лучший вариант.
Преимущества и недостатки фрикционных шин
Давайте рассмотрим плюсы и минусы:
Плюсы |
Минусы |
При низких температурах сохраняют эластичность |
Плохое сцепление на обледенелой дороге |
Высокие сцепные свойства на мокрой дороге |
Плохая проходимость по снегу |
Расход топлива меньше, чем у шипованных покрышек |
Длинный тормозной путь на льду |
На сухой дороге медленнее изнашиваются |
|
Бесшумные |
|
Не вредят дорожному покрытию |
|
Разрешены во всех странах |
|
Более низкая стоимость по сравнению с шиповкой |
Мы несколько раз сказали, что липучка не сильно портится на сухом асфальте. У некоторых может появиться мысль: а что, если ездить на липучке круглый год, сэкономив на летнем комплекте шин? Однако это неверная стратегия, и вот почему: как вы уже знаете, все зимние шины состоят из мягкой резиновой смеси. Такой состав становится еще мягче в летнюю жару. В итоге авторезина «расплывается» под автомобилем, то есть увеличивается пятно контакта с землей, из-за чего она теряет все свои сцепные свойства. Кроме того, машина для передвижения тратит больше топлива, а колеса быстрее изнашиваются, ведь они не рассчитаны для температуры выше +5 градусов.
Поэтому для каждого сезона должен быть свой комплект автопокрышек.
Европейские и скандинавские фрикционные шины
Фрикционная авторезина бывает скандинавского и европейского типа. Зима в каждом регионе отличается: где-то теплая, где-то суровая, поэтому и колеса должны быть разные.
Скандинавские (или арктические) предназначены для более холодных снежных зим. Их протектор разработан так, чтобы колесо максимально сцеплялось со снегом или обледенелой дорогой.
Обратите внимание, что скандинавские покрышки по сцепным свойствам со льдом уступают шипованным.
Протектор арктической фрикционной резины выполнен с грубым рисунком и плотной нарезкой ламелей. Чтобы колеса еще лучше сцеплялись с дорогой, края блоков сделаны зигзагообразно.
Ламели на арктических покрышках выполнены разной формы и глубины
Резиновая смесь скандинавских шин мягче, чем европейских, ведь первые рассчитаны на более холодные зимы. Поэтому важно, чтобы покрышки не теряли свою эластичность и продолжали сцепляться со льдом.
Европейские (или среднеевропейские) фрикционные автошины предназначены для более теплых зим. Протектор европейской липучки отлично справляется на мокрой дороге: во время дождя, мокрого снега или слякоти.
Профиль на европейских шинах мягкий, закругленный. Рисунок протектора — симметричный, с большим количеством водоотводных каналов. Благодаря такой водоотводной системе покрышки эффективны теплой «мокрой» зимой. Риск аквапланирования минимальный.
Обратите внимание, что ламелей на протекторе меньше, чем у арктических шин, поэтому европейские покрышки практически бесполезны на обледенелых участках.
Резиновая смесь европейских шин жестче, чем арктических, но мягче, чем летних моделей.
Для наглядности давайте сравним эти два типа липучек:
Характеристики |
Европейская липучка |
Скандинавская липучка |
Погодные условия |
Для теплых зим со слякотью, дождями |
Для холодных зим со снегом, льдом на дорожных покрытиях |
Цель |
Для максимального сцепления с покрытием, когда идет мокрый снег, дождь или на улице слякоть |
Для максимального сцепления с дорогой в снегу или льду |
Резиновая смесь |
Более жесткая |
Более мягкая |
Рисунок протектора |
Симметричный с большим количеством каналов для отведения воды |
Грубый с плотной нарезкой ламелей |
Профиль |
Мягкий и закругленный |
Острый, с резким переходом |
Срок службы |
|
|
Что выбрать — зависит от климата в вашем регионе.
Всесезонная авторезина
Ездить на всесезонной резине зимой никто не запрещает. Особенно в стране с мягким климатом: именно для использования в таких условиях и разрабатывалась эта авторезина.
Резиновая смесь всесезонки довольно мягкая, чтобы не затвердевать на морозе. Но даже если шина не задубеет, то на протекторе недостаточно элементов, которые могли бы сцепляться с дорогой по льду и снегу.
Опасно ездить на шинах all season зимой: машина теряет курсовую устойчивость, ее заносит, тормозной путь удлиняется. Все это может привести к тому, что водитель потеряет управление и попадет в аварию.
Для России с жарким летом и морозной зимой покрышки all season подойдут разве что для весны и осени. Хотя тратиться на комплект шин для переходного периода — нецелесообразно.
Запомните, что использовать всесезонную резину можно в диапазоне температур +10 — −10 градусов. Если в регионе, в котором вы живете, температура и летом, и зимой попадает в этот диапазон, можно спокойно ездить на all season. Тогда не надо покупать дополнительный комплект колес, ехать в шиномонтаж переобуваться, находить место для хранения шин.
Сравнение видов покрышек для зимы
Если вы еще не определились с автошинами для зимы, то ознакомьтесь со сравнительной таблицей:
Характеристики |
Фрикционная |
Шипованная |
All season |
Рекомендуемая температура для использования |
Ниже +5 градусов |
Ниже +5 градусов |
+10 — −10 градусов |
Эффективность на льду |
Низкая, машину заносит |
Высокая, машина держит курсовую устойчивость |
Низкая, машину заносит |
Эффективность на мокрой земле |
Высокая, покрышка хорошо сцепляется с дорогой |
Средняя, есть риск аквапланирования |
Средняя (при условии, что температура не ниже −10 градусов) |
Эффективность на дороге, которая завалена снегом |
Низкая, автомобиль может застрять и буксовать на месте |
Высокая, протектор продавливает снег |
Низкая, машина может застрять |
Езда на сухой дороге |
Износ медленнее, чем у шипованных шин |
Шипы выпадают, авторезина быстрее истирается |
Колеса не страдают |
Расход топлива |
Ниже, чем у шиповки |
Высокий |
Средний |
Шумность |
Бесшумные |
На сухом покрытии шумят |
Низкая |
Когда использовать |
На ровном дорожном покрытии зимой, когда нет сильного снега и льда |
По городским или проселочным дорогам, когда много снега, льда, грязи |
В указанном выше диапазоне температур |
Стоимость |
Более низкая |
Высокая |
Средняя |
Как выбрать зимнюю резину
Напоследок дадим несколько советов, как купить резину на зиму:
1. При покупке шин смотрите, кто изготовил покрышки. Если вы встретили незнакомую фирму, почитайте о ней в интернете, просмотрите отзывы о компании.
2. Смотрите на дату изготовления. Рекомендуем покупать колеса, которые были сделаны в текущем году. С каждым годом эксплуатационные характеристики авторезины снижаются.
3. Обращайте внимание на планируемый пробег. Если вы ездите много, то не жалейте средств на покрышки с большим ресурсом. Иначе они быстро сотрутся, и вам снова придется покупать новые.
4. Правильно выбирайте рисунок протектора на резине. Тем, кому зимой приходится ездить по сугробам, рекомендуем протектор с глубоким большим рисунком. А для тех, кто ездит по асфальтированным дорогам, которые регулярно очищают, подойдет авторезина с более мелкими ламелями.
5. Если автошины, которые оптимально подходят к вашему автомобилю слишком дорогие, а вы хотите сэкономить, подберите другой размер. Например, покрышки с более узким протектором или меньшим посадочным диаметром выйдут дешевле. Производитель, как правило, в технической документации указывает не единый идеальный размер шин, а целый диапазон. В его рамках вы и можете найти более бюджетный вариант.
Теперь вы знаете, какие бывают зимние шины, и сможете сделать правильный выбор.
- Комментарии