Ширина шины
Однако на деле все сложнее: кому-то финансовое положение не позволяет приобрести нужный вариант, кто-то хочет установить большие колеса, другому в автосервисе заявляют, что подходящего варианта нет, предлагая узкую резину. Поэтому мы разберем параметры резины, как ее измерять и правильно подобрать покрышки, чтобы не нарушить закон и ходовые характеристики авто.
Параметры автошины
Существует несколько понятий: высота профиля шины, ширина протектора и посадочный диаметр колеса. Разберем их подробнее.
Высота профиля — это расстояние между внутренним и наружным диаметром резины. Если сказать проще — расстояние от колесного диска до наружной части резины.
Ширина протектора — это расстояние между боковинами покрышки в накаченном состоянии. Учитывайте, что элементы отделки, маркировочные надписи, значки и другие возвышения на резине считать не нужно.
Посадочный диаметр — это внутренний размер шины. Другими словами — диаметр колесного диска.
На первый взгляд профиль равен длине протектора. Это не всегда так, но в производстве покрышек одной модели используют правило: при увеличении длины профиля нужно также увеличить протектор.
Для бескамерных покрышек существует еще одно правило: габариты профиля должны быть на 30% меньше, чем посадочная ширина диска. Ездить можно, даже если соотношение нарушено, однако резина будет деформироваться и разрушаться.
Небольшую сложность в расчеты вносят различия единиц измерения. Диск указывается в дюймах, а покрышка — в миллиметрах. Учитывайте этот момент, если делаете расчеты самостоятельно. Вы можете посчитать это на шинном калькуляторе, чтобы максимально точно подобрать резину под ваш диск.
Метрическая система
На бортиках шин указываются габариты. Это буквенно-цифровая надпись, например, 235/65 R17.
Первая цифра — это ширина протектора в миллиметрах. В нашем случае — 235 мм. Вторая цифра — высота профиля в процентах к ширине колеса. У нас это 65% к 235 мм, точнее — 235*0,65=153 мм.
R** — посадочный диаметр покрышки в дюймах. Таким образом, в маркировке шин сразу три номинала величин, что может затруднить расчет.
Напомним, что в 1 дюйме 2,54 сантиметра.
Как подобрать покрышку
Допустим, у вас стоит резина габаритами из предыдущего примера — 235/65 R17. Вам нужна резина пошире, но такой же высоты. Воспользуемся таблицей ниже, чтобы определить высоту профиля. Согласно ей: 235 умножить на 65% — получается 15,3 см. Так как нам нужна шина пошире, двигаемся по таблице вправо и ищем значение, близкое к 15,3. Мы находим еще один показатель 15,3 — получаем 255/60 R17.
Теперь посмотрим, как увеличить диск, при этом высоту колеса оставить прежней. Величина профиля нашего изначального колеса 15,3 см. Умножим ее на 2, ведь колесо складывается из двух значений профиля — 15,3*2=30,6. Прибавим длину диска, но сначала переведем его в сантиметры — 17*2,54=43,18. Складываем и получаем полную высоту колеса: 30,6+43,18=73,78.
Нам нужно найти значения, близкие к 73,78 см. Проведем расчеты и получим, что подходит 275/55 R18 и 305/50 R19.
275/55 R18: 18*2,54+2*15,1=75,92 см
305/50 R19: 19*2,54+2*15,2=78,66 см
В вычислениях поможет эта таблица:
шк |
155 |
165 |
175 |
185 |
195 |
205 |
215 |
225 |
235 |
245 |
255 |
265 |
275 |
285 |
295 |
305 |
315 |
325 |
вп |
||||||||||||||||||
30 |
7.6 |
7.9 |
8.2 |
8.5 |
8.8 |
9.1 |
9.4 |
9.7 |
||||||||||
35 |
8.2 |
8.6 |
8.9 |
9.3 |
9.6 |
10 |
10.3 |
10.7 |
11 |
11.4 |
||||||||
40 |
8.2 |
8.6 |
9 |
9.4 |
9.8 |
10.2 |
10.6 |
11 |
11.4 |
11.8 |
12.2 |
12.6 |
13 |
|||||
45 |
8.8 |
9.2 |
9.7 |
10.1 |
10.6 |
11 |
11.5 |
11.9 |
12.4 |
12.8 |
13.3 |
13.7 |
14.2 |
14.6 |
||||
50 |
9.8 |
10.2 |
10.7 |
11.2 |
11.7 |
12.2 |
12.7 |
13.2 |
13.7 |
14.2 |
14.7 |
15.2 |
15.7 |
16.2 |
||||
55 |
10.2 |
10.7 |
11.3 |
11.8 |
12.4 |
12.9 |
13.5 |
14 |
14.6 |
15.1 |
15.7 |
16.2 |
16.8 |
17.3 |
17.9 |
|||
60 |
10.5 |
11.1 |
11.7 |
12.3 |
12.9 |
13.5 |
14.1 |
14.7 |
15.3 |
15.9 |
16.5 |
17.1 |
17.7 |
18.3 |
18.9 |
19.5 |
||
65 |
10 |
10.7 |
11.4 |
12.6 |
12.8 |
13.3 |
14 |
14.6 |
15.3 |
15.9 |
16.6 |
17.2 |
17.9 |
18.5 |
19.1 |
19.8 |
20.5 |
21.1 |
70 |
10.8 |
11.5 |
12.2 |
12.9 |
13.6 |
14.3 |
15 |
15.7 |
16.4 |
17.1 |
17.8 |
18.5 |
19.2 |
19.9 |
20.6 |
21.3 |
22 |
22.7 |
75 |
11.6 |
12.4 |
13.1 |
13.9 |
14.6 |
15.4 |
16.1 |
16.8 |
17.6 |
18.4 |
19.1 |
19.9 |
20.6 |
21.4 |
||||
82 |
12.7 |
13.5 |
14.3 |
15.2 |
16 |
16.8 |
17.6 |
18.4 |
19.3 |
20 |
20.1 |
21.7 |
22.5 |
(шк — ширина колеса, вп — высота профиля)
Габариты покрышки в дюймах
Производители машин в Азии и Европе придерживаются метрической системы мер, ее мы рассмотрели в предыдущем разделе. А в Великобритании и США используют другую систему — дюймы, футы, ярды, мили.
Однако для колес легковых автомобилей в Америке применяют стандартную маркировку, а для грузовиков, внедорожников, спортивных моделей предусмотрено другое обозначение вида — 41×11,5R16LT.
Разберем обозначение:
- 41 — внешний диаметр покрышки;
- 11,5 — ширина резины;
- 16 — посадочный диаметр;
- LT (Light Truck) — легкий грузовик.
Обратите внимание, что все значения указаны в дюймах.
Переведем в миллиметры: 11,5*25,4=292,1. Это соответствует ширине резины в 292 мм стандартной метрической системы.
На что влияют габариты
Оптимальные типоразмеры шин и дисков устанавливает производитель. Рекомендуемые значения обеспечивают безопасность и комфорт вождения. Однако не всегда есть возможность приобрести колесо точного размера от производителя. Большинство водителей ездят на колесах шире или уже номинального. Это не страшно, но нужно учитывать, что за этим может последовать.
Слишком широкие или узкие шины могут сказаться на следующих эксплуатационных характеристиках:
- длине тормозного пути;
- радиусе предельного поворота;
- безопасности езды по скользким и мокрым дорогам;
- управляемости машины на высоких скоростях;
- расходе топлива;
- долговечности резины.
Отдельно скажем про вылет колесного диска. Чем больше колесо выступает наружу, тем больше отклонение от оптимального плеча обкатки.
Широкие покрышки: плюсы и минусы
Широкие шины — это мощно, брутально и красиво. Так рассуждают некоторые автовладельцы. Они игнорируют рекомендации производителей и ставят максимально возможную широкую резину. У этого есть и плюсы, и минусы.
Минусы:
- увеличивается расход топлива;
- на мокром асфальте увеличивается тормозной путь;
- растет нагрузка на узлы и механизмы ходовой части, из-за чего ее ресурс уменьшается;
- стоимость покрышки выше;
- риск потери сцепления на дороге с лужами (эффект аквапланирования).
Плюсы:
- уменьшение тормозного пути, так как увеличивается площадь соприкосновения колес с дорогой;
- легче управлять автомобилем на большой скорости;
- повышение разгонной динамики и курсовой устойчивости;
- улучшение внешнего вида (хотя это дело вкуса).
Однако перечисленные преимущества могут оказаться бесполезными, если габариты в значительной степени превышают номинальные значения.
Узкие шины: плюсы и минусы
Покрышки уже, чем заводские, ставят в двух случаях: когда нет другой подходящей резины в продаже, а также если есть финансовые затруднения, поскольку узкая резина дешевле.
Несмотря на то, что такие покрышки выбирают редко, у них есть свои плюсы:
- рулевое управление становится легче;
- на дороге с продольной неровностью управлять машиной легче;
- экономичный расход топлива благодаря тому, что коэффициент сопротивления низкий;
- риск появления эффекта аквапланирования снижается;
- более низкая стоимость.
Минусы:
- автомобилю труднее и дольше разогнаться до 100 км/ч;
- управляемость на высокой скорости плохая;
- тормозной путь больше;
- автомобиль выглядит менее привлекательным (снова дело вкуса).
Как вы могли заметить, недостатки узкой резины — это достоинства широкой и наоборот.
Что выбрать: узкие или широкие покрышки
Конечно, правильным ответом тут будет — номинальные параметры шины. Но если по каким-то причинам это невозможно, дадим несколько советов.
Габариты резины должны соответствовать характеристикам, которые рекомендовал завод-изготовитель. Эта информация есть в руководстве эксплуатации. Там указывается не единственное оптимальное значение, а диапазон. В его рамках можно безболезненно менять ширину, что не скажется на поведении машины на дороге.
Если нужно установить шину, которая превышает допустимый диапазон, то рекомендуем внести дополнительные усовершенствования: модернизация ходовой части, увеличение мощности электродвигателя, обновление компонентов на более крепкие и надежные.
Не забывайте и про то, что шины, которые значительно отличаются от номинальных, могут не стать на ваши колесные диски. Поэтому их тоже придется заменить — это дополнительные траты и еще большее ухудшение ходовых характеристик авто.
Выше мы разобрали плюсы и минусы покрышек разной длины. Из этого можно сделать следующие выводы:
1. Узкие покрышки подойдут тем, кто ездит на малолитражках и преимущественно по городу, соблюдает спокойный стиль вождения. Достоинства широкой резины практически не заметны в условиях города, зато вы точно заметите увеличение затрат топлива и других эксплуатационных расходов. Не забывайте, что на узких покрышках нужно аккуратно въезжать в поворот — на низкой скорости.
2. Широкие покрышки предназначены для тех, кто чаще ездит по проселочным дорогам и любит высокие скорости. Напоминаем про осторожность на мокрой дороге: с широкими колесами потерять управление очень легко.
Прежде чем принимать решение об установке шин, посоветуйтесь со специалистами. Они осмотрят автомобиль, а после — дадут совет: какой лучше выбрать вариант, какие сложности могут возникнуть именно в вашем случае.
Можно ли ездить на шинах разной длины
По закону можно ездить на шинах разных габаритов спереди и сзади. Однако на одной оси — покрышки должны быть одинаковыми. Иначе — штраф 500 рублей и ухудшение управляемости автомобилем.
Курсовая устойчивость машины на сухой дороге будет оптимальной, авто не потянет в сторону. Но на мокрой земле станет сложнее держать дорогу, и чем больше разница в колесах, тем сложнее.
Часто из-за высокой стоимости нет возможности установить все четыре идентичные покрышки. Это не критично. Главное — следить, чтобы они отличались на минимальную величину.
- Комментарии